Неточные совпадения
Любовь к женщине он не только не мог себе представить без брака, но он прежде представлял себе семью, а потом уже ту женщину, которая даст ему семью. Его
понятия о женитьбе поэтому не были похожи на
понятия большинства его знакомых, для которых женитьба была одним из многих общежитейских дел; для Левина это было главным делом жизни, от которогo зависело всё ее счастье. И теперь от этого нужно было отказаться!
Несмотря на то, что Левин полагал, что он имеет самые точные
понятия о семейной жизни, он, как и все мужчины, представлял себе невольно семейную жизнь только как наслаждение
любви, которой ничто не должно было препятствовать и от которой не должны были отвлекать мелкие заботы.
Они и
понятия не имеют о том, что такое счастье, они не знают, что без этой
любви для нас ни счастья, ни несчастья — нет жизни», думал он.
Он должен был, по его
понятию, работать свою работу и отдыхать от нее в счастии
любви.
— Как видите, пред вами — типичный неудачник. Почему? Надо вам сказать, что мою способность развязывать процессуальные узлы, путаницу
понятий начальство весьма ценит, и если б не это, так меня давно бы уже вышибли из седла за строптивость характера и
любовь к обнажению противоречий. В практике юристов важны не люди, а нормы, догмы,
понятия, — это вам должно быть известно. Люди, с их деяниями, потребны только для проверки стойкости
понятий и для вящего укрепления оных.
— Она будет очень счастлива в известном, женском смысле
понятия о счастье. Будет много любить; потом, когда устанет, полюбит собак, котов, той
любовью, как любит меня. Такая сытая, русская. А вот я не чувствую себя русской, я — петербургская. Москва меня обезличивает. Я вообще мало знаю и не понимаю Россию. Мне кажется — это страна людей, которые не нужны никому и сами себе не нужны. А вот француз, англичанин — они нужны всему миру. И — немец, хотя я не люблю немцев.
— Пусть драпировка, — продолжала Вера, — но ведь и она, по вашему же учению, дана природой, а вы хотите ее снять. Если так, зачем вы упорно привязались ко мне, говорите, что любите, — вон изменились, похудели!.. Не все ли вам равно, с вашими
понятиями о
любви, найти себе подругу там в слободе или за Волгой в деревне? Что заставляет вас ходить целый год сюда, под гору?
Но, открыв на минуту заветную дверь, она вдруг своенравно захлопнула ее и неожиданно исчезла, увезя с собой ключи от всех тайн: и от своего характера, и от своей
любви, и от всей сферы своих
понятий, чувств, от всей жизни, которою живет, — всё увезла! Перед ним опять одна замкнутая дверь!
У своевольных женщин — свои
понятия о
любви, добродетели, о стыде, и они мужественно несут терния своих пороков.
— О, о, о — вот как: то есть украсть или прибить. Ай да Вера! Да откуда у тебя такие ультраюридические
понятия? Ну, а на дружбу такого строгого клейма ты не положишь? Я могу посягнуть на нее, да, это мое? Постараюсь! Дай мне недели две срока, это будет опыт: если я одолею его, я приду к тебе, как брат, друг, и будем жить по твоей программе. Если же… ну, если это
любовь — я тогда уеду!
Он верил в непогрешимость своих
понятий о
любви и предвидел, что рано или поздно она кончится для обоих одинаково, что они будут «виснуть один другому на шею, пока виснется», а потом…
— Это выдумка, сочинение, Вера, поймите хаос ваших «правил» и «
понятий»! Забудьте эти «долги» и согласитесь, что
любовь прежде всего — влечение… иногда неодолимое…
«
Любви! встречи без
любви! — терзался он внутренне, — какое заклятие лежит над людскими нравами и
понятиями!
— Видите свою ошибку, Вера: «с
понятиями о
любви», говорите вы, а дело в том, что
любовь не
понятие, а влечение, потребность, оттого она большею частию и слепа. Но я привязан к вам не слепо. Ваша красота, и довольно редкая — в этом Райский прав — да ум, да свобода
понятий — и держат меня в плену долее, нежели со всякой другой!
Это опыт
любви, а не
понятие.
Самая
любовь ее к отцу, парализуемая страхом, неполна, неразумна и неоткровенна, так что дочка втихомолку от отца, напитывается
понятиями своей тетушки, пожилой девы, бывшей в ученье на Кузнецком мосту, и затем с ее голоса уверяет себя, что влюблена в молодого прощелыгу, отставного гусара, на днях приехавшего в их город.
Поэту хотелось, кажется, совокупить в один чрезвычайный образ все огромное
понятие средневековой рыцарской платонической
любви какого-нибудь чистого и высокого рыцаря; разумеется, всё это идеал.
Эту ненависть к России, еще не так давно, иные либералы наши принимали чуть не за истинную
любовь к отечеству и хвалились тем, что видят лучше других, в чем она должна состоять; но теперь уже стали откровеннее и даже слова «
любовь к отечеству» стали стыдиться, даже
понятие изгнали и устранили, как вредное и ничтожное.
Умаление семейных добродетелей, неуважение чужой собственности, запутанность
понятий о
любви к отечеству…
Салон светской женщины (ты именно такою описываешь мне Полину) — не манеж и не одно из тех жалких убежищ, в которых вы, молодые люди, к несчастию, получаете первые
понятия о
любви…
Стало быть, все-таки мое Я важнее всех этих
понятий о долге, о чести, о
любви?
Казалось бы,"купеческая жена"и «
любовь» — два
понятия несовместимые, а между тем, знаете ли, в этом народе, в этих gens de rien, [простых людях (франц.).] есть много хорошего… право!
Юношеский угар соскользнул быстро.
Понятие о зле сузилось до
понятия о лихоимстве,
понятие о лжи — до
понятия о подлоге,
понятие о нравственном безобразии — до
понятия о беспробудном пьянстве, в котором погрязало местное чиновничество. Вместо служения идеалам добра, истины,
любви и проч., предстал идеал служения долгу, букве закона, принятым обязательствам и т. д.
— Гм… да… А ведь истинному патриоту не так подобает… Покойный граф Михаил Николаевич недаром говаривал: путешествия в места не столь отдаленные не токмо не вредны, но даже не без пользы для молодых людей могут быть допускаемы, ибо они формируют характеры, обогащают умы
понятиями, а сверх того разжигают в сердцах благородный пламень
любви к отечеству! Вот-с.
— Дело, кажется, простое, — сказал дядя, — а они бог знает что заберут в голову… «разумно-деятельная толпа»!! Право, лучше бы тебе остаться там. Прожил бы ты век свой славно: был бы там умнее всех, прослыл бы сочинителем и красноречивым человеком, верил бы в вечную и неизменную дружбу и
любовь, в родство, счастье, женился бы и незаметно дожил бы до старости и в самом деле был бы по-своему счастлив; а по-здешнему ты счастлив не будешь: здесь все эти
понятия надо перевернуть вверх дном.
— Теперь уж жертвы не потребую — не беспокойтесь. Я благодаря людям низошел до жалкого
понятия и о дружбе, как о
любви… Вот я всегда носил с собой эти строки, которые казались мне вернейшим определением этих двух чувств, как я их понимал и как они должны быть, а теперь вижу, что это ложь, клевета на людей или жалкое незнание их сердца… Люди не способны к таким чувствам. Прочь — это коварные слова!..
Первое утверждал купец, по грубости своих
понятий; но Максинька, как человек ума возвышенного, говорил, что между ними существует совершенно чистая и неземная
любовь.
Если допустить
понятие церкви в том значении, которое дает ему Хомяков, т. е. как собрание людей, соединенных
любовью и истиной, то всё, что может сказать всякий человек по отношению этого собрания, — это то, что весьма желательно быть членом такого собрания, если такое существует, т. е. быть в
любви и истине; но нет никаких внешних признаков, по которым можно бы было себя или другого причислить к этому святому собранию или отвергнуть от него, так как никакое внешнее учреждение не может отвечать этому
понятию.]
По
понятиям этих людей, христианское правительство нисколько не обязано руководиться духом смирения, прощения обид и
любви к врагам.
Но когда я говорил, что такого ограничения не сделано в божьем законе, и упоминал об обязательном для всех христианском учении братства, прощения обид,
любви, которые никак не могли согласоваться с убийством, люди из народа обыкновенно соглашались, но уже с своей стороны задавали мне вопрос: каким же образом делается то, спрашивали они, что правительство, которое, по их
понятиям, не может ошибаться, распоряжается, когда нужно, войсками, посылая их на войну, и казнями преступников?
Целая жизнь, долгая жизнь с мужем-неровней, которого она при всей
любви не может вполне уважать, беспрестанное столкновение совсем различных
понятий, противоположных свойств, наконец частое непонимание друг друга… и сомнение в успехе, сомнение в собственных силах, в спокойной твердости, столько чуждой ее нраву, впервые представилось ей в своей поразительной истине и ужаснуло бедную девушку!..
То, что беспрестанно случается в жизни с большею частью молодых женщин, то же происходило и с Софьей Николавной: сознание в неравенстве с собою, сознание в некоторой ограниченности чувств и
понятий своего мужа нисколько не мешало ей пламенно и страстно к нему привязываться — и уже начинала мелькать у нее неясная мысль, что он не так ее любит, как может любить, потому что не безгранично предан он
любви своей, потому что не ею одною он занят, потому что любит и пруд, и остров, и степь, населенную куликами, и воду с противной ей рыбою.
Все против Катерины, даже и ее собственные
понятия о добре и зле; все должно заставить ее заглушить свои порывы и завянуть в холодном и мрачном формализме семейной безгласности и покорности, без всяких живых стремлений, без воли, без
любви или же научиться обманывать людей и совесть.
Вышневский. И, вероятно, по
любви, на бедной девушке, а еще, пожалуй, и на дуре, которая об жизни имеет столько же
понятия, сколько и ты; но уж, наверно, она образованна и поет под расстроенные фортепьяно: «С милым рай и в шалаше».
О вольтерианцах бабушка не полагала никакого своего мнения, потому что неверующие, по ее
понятиям, были люди, «у которых смысл жизни потерян», но и масонов она не жаловала, с той точки зрения, чего-де они всё секретничают? Если они
любовь к ближнему имеют, так это дело не запретное: вынь из кармана, подай да иди с богом своею дорогой — вот было ее нехитрое правило.
Князь был умен, хорошо образован, не суетен, свободномыслящ; но в то же время с такими мелкими
понятиями о чести, о благородстве, с такою детскою
любовью и уважением к тому, что вовсе, по ее мнению, не заслуживало ни
любви, ни уважения.
— Ах, мой друг! — перервал Рославлев, — ты не знаешь, что такое
любовь, ты не имеешь
понятия об этом блаженстве и мучении нашей жизни!
Ипполит. И как это довольно глупо, что ты говоришь. Ты что видела на свете? Кругом себя на аршин. А я весь круг дела знаю. Какие в тебе
понятия к жизни или к
любви? Никаких. Разве есть в тебе образование или эти самые чувства? Что в тебе есть? Одна закоренелость, только и всего. А еще ты меня учишь жить, когда я в полном совершенстве теперь и лет, и всего.
Любовь кстати и некстати — первый вред, проистекающий для искусства из
понятия, что «содержание искусства — прекрасное»; второй, тесно с мим соединенный, — искусственность.
Если так, то гораздо неодолимее потребность спать: самый страстный любовник едва ли может пробыть без сна четверо суток; гораздо неодолимее потребности «любить» потребность есть и пить: это истинно безграничная потребность, потому что нет человека, не признающего силы ее, между тем как о
любви очень многие не имеют и
понятия; из-за этой потребности совершается гораздо больше и гораздо труднейших подвигов, нежели от «всесильного» могущества
любви.
Когда
любовьЕсть ложь, то все
понятия и чувства,
Которые она в себе вмещает:
Честь, совесть, состраданье, дружба, верность,
Религия, законов уваженье,
Привязанность к отечеству — все ложь!
— Легко сказать, сударыня, жениться! На ком тут жениться? Человек я незначительный; хозяйская дочь за меня не пойдет, а по бедности все у нас, Катерина Ильвовна, вы сами изволите знать, необразованность. Разве оне могут что об
любви понимать как следует! Вот изволите видеть, какое ихнее и у богатых-то
понятие. Вот вы, можно сказать, каждому другому человеку, который себя чувствует, в утешение бы только для него были, а вы у них как канарейка в клетке содержитесь.
Нынешнее — или теперешнее, не знаю, как правильнее сказать поколение, уже внуки мои, имея своих Галушкинских в другом формате, то есть костюме, с другими выражениями о тех же
понятиях, с другими поступками по прежним правилам, от них-то, новых реверендиссимов наслушавшись, говорят уже, что
любовь есть приятное занятие, что для него можно пожертвовать свободным получасом; часто необходимость при заботах тяжелых для головы, стакан лимонаду жаждущему, а не в спокойном состоянии находящемуся, недостойная малейшего размышления, не только позволения владеть душою, недостойная и не могущая причинять человеку малейшей досады и тем менее горести.
Двадцать дет тому назад патриотизм не умели отделять от camaraderie, и кто осмеливался говорить, что патриотизм не состоит в том, чтобы выставлять только свои достоинства и покрывать недостатки, — тот считался человеком крайних мнений и необыкновенно светлой головой. Теперь же редко можно встретить в публике подобное смешение
понятий столь различных; а почтенные деятели, прежней эпохи и теперь продолжают самодовольно декламировать, что истинная
любовь к отечеству не щадит его недостатков, и пр.
Небольшой переход нужен отсюда, чтобы перенести ту же
любовь и на те предметы, те привычки,
понятия и т. п., которые принадлежат любимым людям.
Понятно, что я передала девочкам только то, что может быть доступно их юным
понятиям об ужасных характерах тех русских женщин, которые утратили жар в сердце и
любовь к Всевышнему.
Катерина Матвеевна. А мне смешно вспомнить, как нынче [со] старухами мы говорили о нем. Как эти люди-то понимают людей нашего закала! Можете вообразить, что в их
понятии он ездит сюда только для того, чтоб жениться на
Любовь Ивановне, или на ее приданом, как они это объясняют.
— Это, — говорит, — во-первых, пустые предрассудки, и если кто-нибудь может подарить мне жемчужину, которую княгиня Юсупова купила у Горгубуса, то я ее сейчас возьму. Я, сударыня, тоже в свое время эти тонкости проходил, и знаю, чего нельзя дарить. Девушке нельзя дарить бирюзы, потому что бирюза, по
понятиям персов, есть кости людей, умерших от
любви, а замужним дамам нельзя дарить аметиста avec flèches d’Amour, [со стрелами Амура (франц.).] но тем не мене я пробовал дарить такие аметисты, и дамы брали…
Много раз я спрашивал себя: как мог я, хвастун и лжец, не говорить им о моих познаниях, о которых, конечно, они не имели
понятия, не желать удивить их ими или хотя бы только из
любви к ним?
Он женат и отступился от своей жены; но он полюбил чистое, светлое существо, воспитанное в таких
понятиях, при которых
любовь к женатому человеку есть ужасное преступление.